Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Мобилографией принято называть искусство фотографирования с помощью приборов, изначально предназначенных не для съемки. К примеру, смартфонов или планшетов.

Получившиеся фотографии часто ценны не четкостью изображения и яркостью красок, а тем, что они оставляют в истории мимолетные моменты, которые иначе были бы утеряны.

Так что же такое мобилография? Откуда берет истоки и какие у нее перспективы развития? Попробуем разобраться.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Краткая историческая справка

Развитие мобилографии берет начало с того времени, когда цифровые технологии стали частью нашей повседневной жизни. Появился Инстаграмм и люди начали сохранять понравившиеся моменты с помощью камер на девайсах, которые всегда были под рукой: мобильных телефонов, планшетов и других гаджетов.

Снимки зачастую обладали невзрачностью, были нечеткими, с плохими цветами. Однако они передавали самое главное — эмоции и чувства того человека, который нажимал на кнопку. Фотографии получались интересными.

А постепенно технологии шли вперед, появились фотопринтеры и отпала нужда в проявителях, закрепителях и других вещах, нужных для получения качественной фотокарточки.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Интересный факт. В 2002 году была проведена первая в мире выставка мобилографии. Она проводилась в Великобритании и там были представлены только фотографии, снятые на мобильные устройства. Выставка дала настоящий толчок к развитию жанра. Любители фотографии поняли — мобилография скоро найдет свое место среди фотоискусства.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Отличительные признаки мобилографии

Жанр мобилографии отличают от других жанр цифровой стиль (из-за неприспособленности камеры к качественной съемке) и отмечание повседневных или наоборот, трудновоспроизводимых событий. Таким образом в цифровых устройствах камера превращается из второстепенной функции в один из важнейших инструментов. Из-за своей доступности и простоты освоения мобилография стала очень популярной.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Интересный факт. Термин «мобилография» ввел в русский язык художник по имени Дмитрий Резван. В 2004 году было создано «Всемирное Общество Мобилографов», которое поставило перед собой цель сделать обширную «Мобилограмму мира», а также донести до широкой публики информации о мобилографии.

Мода или вид современного искусства?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Самая большая ценность мобилографии — она представляет собой средство общения между людьми, проживающими на разных концах земного шара. Язык фотографий понимают все.

А люди, создавая снимок и после выкладывая его в Интернет, доносят таким образом до других свои эмоции, чувства и настроения. Картинки передают нюансы момента правдивей слов.

Мобилография становится невербальным средством общения, в обход языковых барьеров.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Следует заметить, с самого появления у мобилографии появились не только сторонники, но и противники. Скептично настроенные фотографы отмечали недостатки в качестве снимков и отсутствие правильно выстроенной композиции. По их словам, мобилография не могла претендовать на вид искусства. Она — модный тренд, веяние времени.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Сторонники мобилографии возражали: в быстрых, мимолетных кадрах важно вовсе не качество или отсутствие бликов. Недостатки изображенния постепенно стали визитной карточкой мобилографии. Главное — маленькая история, которую передает снимок.  А «смазанность» и нечеткость только добавляет искренности. Ведь перед «несерьезной» камерой планшета люди перестают стесняться.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Мобилография не претендует на звание соперника традиционного искусства фотографии. Она идет с ней рядом, иногда впитывая в себя различные секреты получения классных снимков.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Мобилография: что это такое, особенности и значимость Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Источник: https://mobcompany.info/interesting/mobilografiya-populyarnyj-vid-sovremennogo-fotoiskusstva.html

Мурзаков Вадим

Любой может взять телефон и начать фотографировать. В этой статье я дам 12 советов по мобильной фотографии, чтобы ваши фото стали чуточку лучше.

Не у всех есть дорогостоящий фотоаппарат, а тем более зеркалка или хорошая беззеркалка, но у всех нас есть телефоны, которые сейчас оснащают очень приличными камерами. Если вы никогда до этого не сталкивались с фотографией, но хотите попробовать себя, начните с мобильной фотографии, а для начала освойте эти небольшие 12 советов.

1. Очищайте объектив

Ваш телефон бОльшую часть времени валяется в кармане, сумке или еще черт знает где, и как следствие, он пачкается. Грязь, пыль, жир, сопли и отпечатки пальцев на объективе будут иметь очень пагубное влияние на конечном результате ваших снимков.

Запачканный объектив будет блокировать свет, который попадает на матрицу камеры + на снимках могут быть разводы или они и вовсе будут замыленные. Чистый объектив — это первое с чего вам нужно начать. Так вы получити максимально резкую и детализированную картинку с вашего смартфона.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Чтобы не поцарапать стекло объектива используйте мягкую ткань.

2. Фокусируйтесь

Самое главное в фотографии, чтобы объект съемки находился в фокусе. Чтобы установить фокус, ваша камера должна поддерживать автофокус, если такой имеется, достаточно кликнуть по объекту на дисплее и камера сфокусируется на него. Если объект движется, придется делать все очень быстро и фокусировать непосредственно перед съемкой.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Многие камеры имеют широкую диафрагму, что позволяет размывать фон и выделять объект съемки, если ваша камера такого не умеет, есть специальные программы на телефон, которые это позволяют сделать программно.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

3. Отрегулируйте экспозицию вручную

Экспозиция — это такая штукенция, которая отвечает за то, будет твой кадр темным или светлым.

На айфоне во время фокусировки появляется значок солнышка, которое позволяет отрегулировать экспозицию вручную.

Зачастую нужно чтобы кадр был немного светлее или темнее (если вы хотите чтобы прорисовался красивый закат и небо не было засвеченным) и в зависимости от вашей задумки, регулируйте экспозицию.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

4. Ни в коем случае не юзайте зум

Видели чуваков, которые зумируют фотки на телефоне? Обрызгайте их святой водой, чтобы эта нечисть сгинула.

Вообще любой зум на телефоне — это программный зум, а не оптический. Проще говоря это не зум, а просто из исходного изображения вырезается кусок и увеличивается.

Это приводит к убийственному уничтожению и без того ни ок качества.

Забудьте про зум, зумируйте ногами. А если уж прям ооочень надо, то лучше это сделать потом, в программе или редакторе.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

5. Держите камеру устойчиво

Ну тут все понятно. Меньше шевеленки, более резкие снимки… Двигайте камеру меньше, старайтесь не фотографировать на ходу.

Можете локтями упереться себе в бедра, поставить камеру на твердую поверхность, делайте все, что избавит вас от лишних движений.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

6. Используйте правило композиций

Правило третей — одно из популярных правил композиции. Правило третей работает в 99% случаев.

Правило третей — это такая концепция, когда фото визуально разделяют на две горизонтальные и вертикальные линии (как показано ниже). В основе этой концепции лижит такое правило, что объект съемки не должен располагаться в центре. Он должен располагаться на этих линиях или в точках, где они пересекаются.

Если вы снимаете пейзаж, не располагайте гориознт по центру, либо больше земли и меньше неба, либо больше неба, меньше земли

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Некоторые телефоны позволяют включить эту сетку, чтобы она всегда отображалась в камере. Она поможет вам сконцентрироваться и делать хороший снимки с правильной композицией.

В примере ниже фотография сделана так, что мальчик находится на правой вертикальной линии, а горизонт земли на нижней горизонтальной. Круто, да?)

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Но не забывайте, что правила существуют, чтобы их нарушать. И бывают ситуации, когда правило третей работать не будет. Но прежде чем нарушать правила, научитесь их соблюдать.

7. Используйте направляющие линии

Направляющие линии — очень хороший инструмент в вашей композиции фотографии. направляющие линии позволяют сосредоточить взгляд на объекте съемки, они словно говорят куда нужно смотреть. Вот небольшой пример:

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

8. Выбирайте разные точки съемки

Всегда смотрите на альтернативные точки съемки. Большинство снимают из положения стоя, на уровне груди. Не ленитесь присесть или залезть на бардюр. К слову, не прикольно снимать птиц или животных сверху… куда интереснее снимать их с той же высоты, на которой они находятся, тоесть с нижней точки.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

9. Остерегайтесь отвлекающих цветов

  • Если фон имеет очень много ярких цветов, которые могут отвлечь взгляд, снимайте в чб, чтобы глаза не думали о цветах, а смотрели только на кадр в целом.
  • Вообще мы любим чб — снимки, полюби и ты.

10. Выбирайте из нескольких снимков

Шансы получить нужный снимок возрастает, когда вы сделаете их несколько. Снимайте с разных ракурсов, расстояний.

Достоинством и недостатком цифровой фотографии является то, что вы можете сделать много снимков, и удалить лишние. Не бойтесь сделать неудачный кадр, бойтесь не сделать его вовсе.

11. Снимайте панорамы

Снимая пейзаж, иногда, панорамы помогают получить более лучший результат. Особенно если то, что вы хотите снять не вмещается в один кадр.

Если снимаете панораму, старайтесь держать камеру вертикально (портретная ориентация), как правило результат будет лучше.

12. Не перебарщивайте с постобработкой

Не поддавайтесь искушению чрезмерной постобработки. Это ошибка большинства новичков, они наивно полагают, что так фотография станет лучше. Но это не так.

Источник: http://vadmurzakov.ru/articles/fotografii/mobilografiia-12-sovetov/

Первые шаги в мобилографии. Что важно учесть?

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Каждый, наверное, видел, как делает свои первые шаги ребёнок. Он испуган, не уверен, и в любой момент может упасть, хотя, на первый взгляд, и совершает те же действия, что и взрослый человек. Так же дело обстоит и в сфере мобильной фотографии. С тех пор, как мобилография окончательно ворвалась в мировое сообщество – уже прошёл добрый десяток лет. Но даже сейчас, совсем нетрудно увидеть разительное отличие между снимком с камерофона, который был в руках у профессионального мобилографа, и аналогичным снимком «обычного смертного человека». Порой может даже не вериться в то, что профессионалы используют обычный мобильный телефон. И хотя, по-началу может показаться, что от фотографа только и ожидается, что выбрать подходящий момент и вовремя нажать на кнопку «затвора», но мобилография, и вправду, имеет свои особенности, не учитывая которые, довольно сложно получить хороший кадр, не говоря уже о шедевре. Поэтому давайте обратим внимание на несколько простых советов, следуя которым, каждый сможет грамотно сделать свои первые шаги в мобилографии.

Читайте также:  Как восстановить ipad

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

1. Исследуйте настройки своего девайса

Для того, чтобы не ошибиться с настройками фотокамеры мобильного – необходимо прочитать инструкцию. Этот совет особенно актуален, если телефон только недавно куплен.

Конечно, можно заметить, что на телефоне изначально уже выставлены заводские настройки, но чаще всего их придётся менять для получения высококачественных снимков. Размер фотографий можно выбрать максимальный, таким образом их разрешение станет выше.

Но помните, что это может замедлить процесс записи полученных изображений на память телефона или встроенную карту памяти, поэтому лучше заранее проверить – устраивает ли вас скорость записи.

Выберите наилучшее качество изображения, при наименьшей степени компрессии (сжатия) файлов изображений, само собой это действие увеличит размер будущих фотографий.

Не игнорируйте «баланс белого», хотя автоматического режима в ряде случаев может быть достаточно, но именно правильно подобранные настройки под состояние освещённости, помогут вам добиться реальной передачи цветов, какими их видите вы.

2. Не используйте вспышку без необходимости

Встроенная вспышка мобильного телефона отличается малой мощностью, поэтому пользоваться ей бессмысленно на большом расстоянии, а на очень близком – она может засветить объект съёмки, либо его часть.  В свою очередь,  это создаст большие проблемы при обработке изображения в графическом редакторе.

Хорошее освещение – залог того, что фотография не получится слишком тёмной, при этом следует избегать чрезмерного освещения, ведь динамический диапазон мобильной матрицы, по сравнению с полноценной фотокамерой, ограничен. Это означает, что при недостатке или избытке освещения — полутени могут отобразиться грубо или вообще отсутствовать.

Помните, если после включения доступного освещения вам всё ещё мало света – вы можете использовать любые «подручные» средства: свет из окна или от монитора или, возможно, вам пригодится фонарик, направленный на любую отражающую поверхность, способную рассеять свет.

Иногда можно сэкономить на свете, если сократить расстояние до объекта съёмки, либо изменить положение или угол наклона камеры. Берегите объектив телефона от прямых попаданий лучей источника освещения.

И, конечно, не будет лишним, если вы подберёте нужный режим для съёмки (день/ночь, дневной свет/лампа накаливания, улица/помещение и тд..)

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

3. Для улучшения снимка можно использовать графический редактор

Если на вашем телефоне предусмотрена настройка контрастности или яркости, это в большинстве случаев никак не влияет на повешение уровня детализации изображения в затемнённых или засвеченных его участках.

Связано это с тем, что данная функция осуществляется за счёт мобильной электроники. Более лучшим вариантом будет, если вы используете для обработки снимка графический редактор на ПК. Он отлично справится с повышением резкости и цветокоррекцией изображения.

Результаты действительно могут приятно радовать.

4. «Зум» – не всегда лучшее решение

Известно, что приближение(«зум») в камере может делиться на два вида: оптическое и цифровое. И если оптическое никак не влияет на итоговое качество полученного изображения, то этого нельзя сказать о цифровом варианте.

Оно происходит попросту путём обрезки изображения до границ приближённого объекта. Гораздо лучше вообще снимать без зума, после чего кадрировать изображение в графическом редакторе, который непревзойдённо выполнит эту работу.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

5. Спешка – враг любого фотографа

Чем ближе камера мобильного телефона к объекту, тем больше на результате скажутся ваши неосторожные движения рукой, в которой во время съёмки вы держите камеру. В результате рискуете получить нерезкое изображение. Лучше немного поэкспериментировать с точкой съёмки и сделать пару пробных снимков, меняя расстояние до объекта, после чего выбрать более подходящий вариант.

Фотографировать движущиеся объекты с мобильного, в надежде получить именно их чёткими, тоже нельзя назвать хорошей идеей.

Ввиду многочисленных конструктивных ограничений встроенной камеры мобильного телефона, скорее всего они окажутся смазанными, поэтому полноценно передать движение не удасться. Лучше попробовать поймать мгновение или паузу, когда на какое-то время движение замедляется, или даже прекращяется.

Чаще всего во время движения любых объектов(транспорта, людей, животных, техники) время от времени бывают остановки и повороты. Именно тогда время фотографировать.

Позволяйте мобильной камере привыкать к меняющемуся уровню освещения и изменению расстояния до объекта, особенно, если вы наводили резкость на одном объекте, и хотите сфотографировать другой.

Даже профессиональная техника нуждается в этом, только время на стабилизацию(привыкание к изменившимся обстоятельствам съёмки) уходит гораздо меньше, а у вас в руках мобильный телефон, поэтому спешить тем более не нужно, если не хотите получить искажённые цвета и нечёткость.

Не стоит резким движением или рывком нажимать кнопку «затвора», это нужно делать плавно. При этом желательно, чтобы сам мобильный телефон в этот момент должен быть неподвижным.

Не будет лишним упомянуть, что данные особенности мобильной матрицы иногда успешно используются для воплощения творческих задумок и получения уникальных, эффектных кадров.

То есть в момент фотографирования некоторые мобилографы специально немного смещают камеру по горизонтальной либо вертикальной плоскости, или даже вращают камерофон вокруг оси объекта.

Поэтому если у вас есть желание, можете смело экспериментировать.

Но и после нажатия на «затвор» не следует спешить в тот же миг отводить камеру от объекта, иначе вы пополните список начинающих мобилографов, безвозвратно потерявших действительно хорошие кадры. А всё потому, что матрице камерофона нужно намного больше времени на считывание изображения, чем цифровому или зеркальному фотоаппарату.

И всё-таки, в основе мобилографии, как и в любых других видах фотоискусства, лежит определённое настроение, которое автор показывает в своём снимке. Таким образом прежде всего ценятся не столько параметры камеры, сколько мастерство автора настраивать и вовремя применять её функциональность для получения прекрасных, незабываемых фотографий.

Источник: https://photar.ru/pervye-shagi-v-mobilografii-chto-vazhno-uchest/

Мобилография — новый жанр фотоискусства

В современном мире фотография уже перестала быть уделом исключительно профессионалов, вооруженных мощными зеркальными фотоаппаратами и обладающих недюжинным мастерством. Сегодня к фотографическому искусству могут приобщиться все желающие. Примером этого может служить совершенно новый жанр фотоискусства под названием мобилография, который появился сравнительно недавно.

В мобилографии снимки получаются с помощью цифровых камер, встроенных в разнообразные мобильные устройства. В частности, в сотовые телефоны, смартфоны и планшеты.

Наша повседневная жизнь состоит из множества скоротечных событий, скрытых моментов времени, которые можно запечатлеть на камеру мобильного телефона и затем поделиться впечатлениями от сделанных фотографий со своими друзьями.

Что же такое мобилография и можно ли ее действительно назвать фотоискусством XXI века?

История мобилографии и особенности жанра

 Трудно сказать, где и когда зародился жанр мобилографии. Это произошло как бы само собой, с началом повсеместного распространения различной бытовой техники и мобильных устройств со встроенными цифровыми фотокамерами.

Вероятно, кто-то из увлеченных фотографией людей приобрел мобильный телефон, где камера была заявлена в качестве дополнительной функции.

Такая фотокамера обладала минимальным для цифровой съемки техническим оснащением, вследствие чего кадры, сделанные с помощью мобильного телефона, получались невзрачными и в плохом качестве.

Однако фотограф, который снимал телефоном, сумел увидеть в качественных недостатках изображения кое-что большее —  эмоцию и настроение, запечатленные на фотоснимках.

Возможно, это и подкупило его и он начал снимать на мобильный телефон все чаще и чаще, а затем стал делиться интересными фотографиями со своими друзьями.

Так, согласно легенде, и появился новый жанр фотографического искусства – мобилография.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Мобилография имеет очень много общего с другим жанром фотоискусства, также появившемся сравнительно недавно. Речь идет о ломографии – стиле съемки «от бедра». Ломографию придумали двое студентов Венской академии искусств в 1993 году.

Они приобрели за 12 долларов фотоаппарат «Ломо Компакт», производившийся в Санкт-Петербурге, и вышли с ним на улицы Праги, чтобы фотографировать все, что попадется им на пути. Они делали снимки с плеча, от бедра, из-за спины или держа фотоаппарат высоко над головой.

Благодаря таким необычным ракурсам снимки получались смазанными, но  в то же время удивительно интересными и «живыми». В результате, возник новый жанр – ломография, который быстро приобрел массу поклонников по всему миру.

Ведь цены на компактные фотоаппараты далеко не заоблачные, к тому же, чтобы стать настоящим ломографом никак специфических знаний не требуется.

Мобилография позаимствовала у ломографии главное – стремление поймать как  можно больше ярких, интересных моментов этой жизни и запечатлеть их на фотографиях. Но она пошла еще дальше.

Телефоны или какие-либо другие устройства со встроенной цифровой камерой сегодня имеются практически у каждого человека.

А значит, приобщиться к фотографическому искусству в настоящее время могут не только обладатели цифровых зеркалок или недорогих компактных фотоаппаратов наподобие «Ломо», но практически все желающие.

Впервые выставка мобилографии была организована в 2002 году в Лондоне. На ней свои работы представили владельцы «камерофонов» — так теперь принято называть мобильные телефоны со встроенной камерой. Выставке сопутствовал грандиозный успех, она способствовала росту популярности мобилографии во всем мире.

Впрочем, с самого начала у мобилографии появилось не только множество сторонников, но и ярых противников, прежде всего в среде профессиональных фотографов.

Низкая разрешающая способность камер, встроенных в телефоны и другие мобильные устройства, конечно, не могла обеспечить получение высококачественных фотографий. Где качество? Правильно выстроенная композиция снимка? Почему снимки получаются размытыми и нечеткими? Именно такими вопросами задавались скептики.

Разве можно назвать искусством то, что делается с помощью простеньких фотокамер с маленьким сенсором, пластмассовой оптикой и сильным сжатием изображения?

Но для истинных мобилографов все это не имеет какого-либо значения.

Ведь основная прелесть мобилографии заключается в том, чтобы получить эмоционально окрашенные кадры, вызывающие у человека определенные чувства и эмоции.

Читайте также:  Как определить дату выпуска айфона

Для этого отнюдь не нужные четкие, резкие фотографии в максимально высоком разрешении. Наоборот, смазанные, нечеткие кадры только добавляют изображениям чувственности и эмоциональности.

Цифровые шумы на изображении и различные артефакты, смазанные образы, блики – все эти недостатки, известные нам по классическому фотоискусству, делают мобилографию неповторимой.

Фотографии, сделанные с помощью мобильного телефона, позволяют передать самое разное настроение и чувства – одиночество, радость, счастливые мгновенья, любовь, переживания и ненависть.

Что самое важное, такие фотографии отличаются искренностью, ведь люди не склонны позировать или играть перед «игрушечной» камерой мобильного телефона.

Мобилография ни в коем случае не является конкурентом традиционной фотографии, где качество и правильно выстроенная композиция возводятся в главные критерии оценки фотоизображения. Она лишь мирно соседствует с классической фотографией и развивается параллельно с ней, вбирая в себя различные техники получения и обработки фотоизображений.

Камерофоны

Главным инструментом мобилографа является камерофон, то есть мобильный телефон со встроенной цифровой фотокамерой. В наши дни телефоны без камер уже практически не выпускаются, не говоря о таких устройствах, как КПК или смартфоны.

Поначалу телефоны оснащались 0,3 – 1 мегапиксельными фотокамерами, которые, конечно, не могли дать какое-либо высокое качество снимков.

В наши дни на рынке все чаще появляются модели телефонов, где используются встроенные камеры с разрешением 5 – 7 и более мегапикселей, а также некоторыми системами, позаимствованными у простых цифровых фотоаппаратов (стабилизатор изображения, система автофокуса).

Разрабатывается и специальная оптика для мобильных камер с использованием, в частности, особых «жидкостных» линз. Если развитие камерофонов будет продолжаться такими же быстрыми темпами, то, возможно, уже через несколько лет появятся мобильные устройства со встроенными камерами, характеристики которых будут мало отличаться от параметров цифровых фотоаппаратов среднего ценового сегмента.

Естественно, что мобильные камеры не обходятся без использования объектива. Как правило, это простой объектив с фиксированным фокусом и постоянным фокусным расстоянием, который можно встретить в дешевых цифровых фотоаппаратах. При его использовании резкими получаются объекты, находящиеся на определенном расстоянии от камеры.

Впрочем, в некоторых моделях телефонов имеются более продвинутые объективы с автофокусом и переменным фокусным расстоянием. В камерофонах нет традиционного оптического зума, здесь используется цифровой зум, который задействует определенные алгоритмы обработки изображения для «приближения» объекта съемки. Такой зум способен немного расширить границы творчества.

Несмотря на то, что в мобильных устройствах обычно используется нерегулируемая диафрагма, снимки в плохих условиях освещенности получаются весьма сносными. В первую очередь, за счет увеличения выдержки или в случае с камерофонами – увеличения частоты сканирования матрицы, которая заменяет здесь традиционную выдержку.

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Видоискателем в камерофонах служит обыкновенный дисплей мобильного телефона, который обеспечивает удобство при выстраивании кадра. В некоторых современных мобильных устройствах встроенная фотокамера также оборудуется вспышкой. Но толку от нее не так уж много. В основном такая вспышка оказывается полезной только при съемке портретов с близкого расстояния.

Камерофоны развиваются достаточно быстро, и встроенные цифровые камеры приобретают сегодня все больше возможностей, характерных для обычных цифровых фотоаппаратов  – стабилизатор изображения, вспышка, автофокус, возможность ручной настройки баланса белого и других параметров съемки. Это обеспечивает более высокое качество фотоснимков при сохранении все тех же небольших размеров мобильных устройств.

Особенности мобильной съемки

Что нужно для мобилографии помимо камерофона? Несмотря на кажущуюся простоту мобильной съемки, для получения ярких, интересных кадров некоторые знания и практические навыки фотографу все же понадобятся.

Прежде всего, стоит заглянуть в заводские настройки мобильного телефона, которые выставлены по умолчанию на средний уровень для того, чтобы изображение быстрее сохранялось в памяти устройства и занимало меньший объем.

Естественно, что для получения более качественных фотоизображений стоит установить максимальное разрешение снимка с минимальным уровнем компрессии. Готовые фотографии, безусловно, будут весить больше, но их качество возрастет.

Также для каждой съемочной ситуации можно поэкспериментировать с регулировкой баланса белого, чтобы обеспечить правильную цветопередачу. Большинство современных моделей камерофонов имеют несколько предустановленных режимов баланса белого.

Такие дополнительные возможности встроенных камер, как вспышка или цифровой зум, многие мобилографы просто игнорируют, поскольку, как уже отмечалось, они не приносят ощутимой пользы. Вместо цифрового зума, «приближающего» объект съемки за счет вырезания определенного фрагмента, можно использовать графический редактор на компьютере, который обеспечит гораздо лучшее кадрирование изображения.

Что касается встроенной вспышки, то ее мощность у камерофонов, как правило, очень посредственная. Вспышка способна «бить» всего на полтора – два метра. Поэтому ее задействуют лишь в случае крайней необходимости.

При съемке в условиях недостаточного освещения или в сумерках камере мобильного телефона нужно дать определенное время на то, чтобы настроится и завершить сканирование данных с матрицы для получения достаточно резкого кадра.

Поэтому рекомендуется плавно спустить затвор и подержать камеру неподвижно еще одну – две секунды. Этого времени встроенной камере как раз должно хватить на то, чтобы адаптироваться к условиям съемки.

Наибольшую проблему для камерофона представляют даже не плохая освещенность сцены, а съемка объектов, находящихся в движении. Чаще всего снимки быстродвижущихся объектов получаются очень размытыми и нерезкими.

При съемке динамичных сцен мобилографы пробуют уловить некоторую паузу в движении объекта и именно в этот момент делают снимок.

В любом случае стоит помнить, что камерофону всегда требуется некоторое время на то, чтобы правильно выстроить настройки экспозиции и «привыкнуть» к освещению.

Как мы видим, основные правила и рекомендации по мобильной съемке довольно просты. Поэтому после нескольких десятков кадров  на мобильный телефон любой человек сможет добиться оптимального результата, избежав смазывания или неприятных артефактов на изображении.

 Мобилография как средство коммуникации

Мобилография – это не просто новый жанр фотографического искусства. Это новый способ самовыражения и новое средство коммуникации между людьми, которые увлечены фотографией.

Мобилография создала совершенно новую среду, в которой общение происходит посредством снимков, сделанных с помощью камер мобильных телефонов.

Посредством мобилографии человек может легко показать другим людям, что интересно ему.

Еще в 2004 году было создано «Всемирное общество мобилографов» (WorldMobilographySociety, WMS), основателем которого стал российский фотохудожник Дмитрий Резван. Минуя всяческие языковые барьеры, люди могут доносить свои мысли и чувства с помощью образов, которые передаются на той или иной фотографии.

Этому как раз и способствует Всемирное общество мобилографов, двери которого открыты всем желающим. Сегодня существует множество Интернет-порталов, которые позволяют каждому человеку создавать свои виртуальные галереи снимков, сделанных с помощью камерофона.

Весомый вклад в развитие таких ресурсов вносят известные сотовые компании, устраивающие конкурсы с ценными призами для победителей.

Мобилография нашла точки соприкосновения с другим явлением, характерным для эпохи Интернета и цифровых технологий.

А именно с социальными сетями, без которых невозможно представить себе современную глобальную сеть.

В частности, большой популярностью пользуется бесплатное приложение обмена фотографиями Instagram, совместимое с мобильными устройствами компании Apple, а также многими Android-телефонами.

Источник: http://www.fotokomok.ru/mobilografiya-novyj-zhanr-fotoiskusstva/

Мобилография как вид искусства сегодня получила популярность

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Результаты научно-технического прогресса не всегда можно ощутить руками. Они могут проявляться в виде открытий в области отношений людей, культуры и искусства. Таким проявлением искусства стала мобилография. Этот инновационный по сути вид фотографического искусства стал распространенным у многих любителей. Но профессионалы только раздражаются этому и высказывают скептическое отношение.

Что такое мобилография

Вначале разберем определение этого слова. Мобилография – это вид искусства фотографии, которая получается путем применения различных устройств, не предназначенных для профессиональных фотографов. Фото делаются на смартфонах, мобильных телефонах, навигаторах и даже зажигалках, если в них встроены фотокамеры.

Это обуславливает неформальный характер такого вида фотографии и привлекает молодое поколение. Не факт неформальности порождает существование мобилографии, использующей для фото слабые устройства. Девиз: «чем хуже, тем лучше» подходит только для некоторых форм социальных слоев и экстремалов.

Хотя профессионалы, имеющие дорогостоящие зеркальные фотоаппараты, относятся к любителям презрительно, количество мобилографов постоянно повышается. Самое интересное, что сегодняшние споры профессионалов и любителей напоминают ситуацию времени, когда фотография только зарождалась. Такими же словами фотографы говорили, что живопись скоро умрет, что она устарела и должна уйти на свалку.

На самом деле выяснилось, что основное достоинство фотоснимка передавать точное изображение – далеко не все. Поэтому до сих пор мы ходим как на фотовыставки, так и в картинные галереи.

Также получается и с мобилографией. Она не может дать нам высокое качество изображения, нет такого понятия композиции. Однако снимки, выполненные дешевыми аппаратами, нередко захватывают интересные моменты жизни, которые содержат в себе много эмоций.

Профессионалы способны сделать такой эффект, но в отличие от снимков любителей их фото намного уступают. В этом случае на ум приходит классическое выражение: «Мгновенье, ты прекрасно»!

С чего начиналась мобилография

У этого вида искусства имелись предшественники. Некоторые люди помнят, когда стала распространяться ломография.

Такой термин возник в 1993 году, когда появилось «Ленинградское оптико-механическое объединение». В списке продукции этого завода была дешевая фотокамера «Ломо-Компакт».

С ней студенты Венской академии ходили по Праге и делали разные снимки интересных мест.

От таких аппаратов никто не надеялся получить хорошее качество, но многие кадры вошли в историю и получились оригинальными. Это и подтолкнуло к популярности ломографии в мире. Чтобы быть ломографом, нет необходимости изучать азы фотодела, приобретать дорогую камеру и беречь ее. Надо только гулять по улицам и находить интересные места.

В этой сфере мобилография достигла прогресса с помощью цифровых способов фотоснимков. Они отправили в прошлое ванночки, химикаты и другие принадлежности, которыми пользовались любители ломографии. И вскоре появилась выставка фотографий, выполненных мобильными телефонами, в 2002 году в Англии.

Читайте также:  Компания bbk: история развития

В то время уже было понятно, что инновационное искусство не конкурирует с обычными снимками, а занимает отдельное место. В мобилографии такие дефекты, как размытие, блики, шумы и другие недостатки превращаются в особый фон, который делает фото естественным и уникальным.

Основные инструменты

Мобилография: что это такое, особенности и значимость

Камеры имеют многие устройства, но главным инструментом для съемки с мобильного устройства является телефон, смартфон или коммуникатор (планшет). Сегодня такие устройства практически все оснащены фото и видео камерами. Их качество постоянно возрастает. Еще недавно камера с разрешением 1 мегапиксель считалась статусной. Но сегодня уже фронтальные камеры для видеозвонков обладают 5 мегапикселями.

Передние камеры могут достигать разрешения до 20 Мп. Но смартфоны ценятся не только высоким разрешением. «Цифра» облегчает жизнь многими возможностями, предоставляемыми любителям мобильной фотографии. Например, устройство автофокуса и стабилизатор уже имеются на недорогих камерах. Это выдвигает их на передний план перед обычным фотоаппаратом.

В последнее время в телефоны с камерой встраивают вспышки, но дальность такого освещения небольшая. Поэтому вспышки используются не часто, обычно при недостаточном освещении для съемки портрета.

Объективы и оптика в таких устройствах чаще всего простые. В небольшой объем невозможно вместить профессиональное оборудование. Поэтому фокусное расстояние делается постоянным без настроек.

Однако новые модели камерофонов уже имеют объективы с настраиваемым фокусным расстоянием. Обычно вместо системы зеркал и линз используется цифровая технология обработки снимков. Сюда относится цифровой «зум», который настраивает видимость расстояния до снимаемого объекта.

Отличительные признаки

Для занятий мобилографией не нужны специальные знания, но некоторые особенности имеются:

  1. Сначала надо изучить функции телефона, с которого будет производиться съемка. С завода настройки заранее предустановлены, они подходят для основной массы любителей. Такие снимки получаются со средним качеством, и занимают в памяти телефона немного объема. Мобильный телефон уступает по качеству фотоаппарату, поэтому лучше настроить самое большое качество: наименьший уровень сжатия изображения и высокое разрешение. Количество фотографий вместится намного больше. Многие телефоны позволяют устанавливать дополнительную память с помощью карт Микро SD. Хотя встроенная собственная память телефонов сегодня может иметь большой объем.
  2. Передача цвета у дешевых смартфонов намного хуже, по сравнению с дорогостоящими моделями. Для получения хороших снимков надо экспериментировать балансом белого. В некоторых мобильниках есть предустановленные шаблоны таких режимов для разных случаев съемки.
  3. Цифровой зум не представляет особой ценности, так как он только снижает качество снимков. Изменение расстояния до объекта на телефоне дает снижение качества, поэтому фотографировать лучше с наибольшим удалением. В итоге фотографию можно легко обрезать на персональном компьютере одним из редакторов.
  4. Съемка объектов, которые движутся с большой скоростью, на «камерофонах» получается намного хуже, чем на профессиональных фотоаппаратах. На такую съемку нужно время, поэтому снимки получаются размытыми. Любители стараются поймать мгновение в движении объекта, однако это получается редко. В общем нормальное качество фото достигается путем проб и ошибок, когда уже есть опыт пользования мобильником. Владелец привыкает к своему смартфону, и количество дефектов уменьшается.

Социальные сети и мобилография

В настоящее время все знают, что всемирная сеть была создана, чтобы разглядывать «котиков». В этой шутке есть доля правды: картинки стали важным и неотъемлемым средством общения, как обычная речь. Мобилография с наполненными эмоциями фотографиями подходят для раскрытия красоты мира, его неповторимости и многогранности.

Захваченные объективом мобильного телефона моменты могут поведать нам о том, что для людей важнее, лучше, чем разговоры. Среда общения создается быстро, поэтому образуются явления и структуры, упрощающие и облегчающие ее.

В этой сфере первым началом было образование общества мобилографов. Оно получило название WMS, которое расшифровывается World Mobilography Society.

Общество создал Дмитрий Резванов, который прославился фотоснимками в России.

В скором времени во всемирной сети стали возникать разные порталы с фотогалереями с фотографиями, сделанными обычными мобильниками. Часто такие сайты спонсируют мобильные операторы, «подогревают» интерес призами и конкурсами.

Но основным распространителем мобилографии стали социальные сети и мобильное приложение «Инстаграм», появившееся в 2010 году. Это своеобразный фоторедактор, позволяющий сделать из фото стандартное изображение путем кадрирования и наложения фильтров. В таком виде фотоснимком можно делиться в социальных сетях.

Но главная особенность Инстаграма состоит в индивидуальной, направленной только на обмен картинками, социальной сети. Эта процедура стала намного проще. Кроме этого теперь можно давать комментарии фотографиям, оставлять отзывы и отправлять их друзьям.

Такие особенности мобилографии позволяют подключаться к обществу мобилографов многим любителям. Они самостоятельно не занимаются съемкой, но интересуются другими работами в этой области. О широком распространении сервиса можно сказать по числу зарегистрированных «юзеров». В течение нескольких лет оно выросло до нескольких десятков миллионов.

Пользоваться Инстаграмом могут пользователи компьютеров, а также смартфонов на разных операционных системах. В результате фотоснимки можно отправлять непосредственно с мобильника.

Заключение

В результате рассмотренного материала можно сделать вывод. Несмотря на скептическое отношение некоторых индивидуумов к фотоискусству, мобилография – его полноценный жанр. Оптимальной оценкой в этом случае будет не высказывание отдельной кучки людей, а признание этого веяния массами. Интерес к мобилографии появился не только у ее фанатов, но и у многих слоев населения.

Люди во всех странах с помощью фотоснимков передают между собой чувства, эмоции, видение прекрасного и настроение. Такие снимки иногда содержат неожиданные мгновения жизни. Новые технологии намного повысили наши возможности в области общения, и это хорошо, ведь жизнь прекрасная штука!

Источник: https://telephongid.ru/obshhie-voprosy/mobilografiya-kak-vid-iskusstva.html

Мобилография – это просто

Повсеместное распространение смартфонов привело к различным изменениям в жизни людей. Одно из них – появление нового направления в фотографии. Съемка мобильными устройствами стала столь популярной, что совокупная доля сделанных ими фотографий если еще не превысила долю «обычных» снимков на популярных фотохостингах, то, по крайней мере, уже близка к этому рубежу.

Как добиться успеха в мобилографии? Рецепт прост: увидеть и успеть запечатлеть интересный сюжет, сделать это технически и творчески грамотно, а также правильно подать результат. Однако это не все. Мобилография – своего рода игра, у которой есть свои правила. Надо понять и принять эти правила и тогда путь к успеху будет короче.

«Партия». Программный режим съемки, кадрирование в графическом редакторе

Особенность 1. Несмотря на все успехи развития аппаратного обеспечения, камера в смартфоне уступает по целому ряду технических характеристик профессиональным аппаратам.

Если вы совершенствуетесь в мобилографии на смартфоне Samsung Galaxy S4 Zoom, вам повезло. Благодаря оптическому модулю с десятикратным трансфокатором, вы сможете получать разные по характеру передачи пространства кадры и фотографировать крупным планом достаточно удаленные от точки съемки объекты.

Фокусное расстояние 240 мм; Программный режим съемки. Обработка в Snapseed: добавление виньетирования, повышение резкости

Правило 1. Не пытайтесь снимать смартфоном так, будто у вас в руках трехтысячедолларовый комплект с топовой оптикой. Разберитесь с ограничениями, помните о них.

Слева – исходный снимок. Справа – его обработанная в Autodesk Pixlr-o-matik версия. Применены две предустановки: эффект Logan и текстура Sand. В результате ритм пушек стал более очевидным, поскольку замаскированы отвлекающие детали

Однозначно определить истоки популярности стилизаций «под старину», одной из ветвей которых стал гранж, сложно. Несомненно, сказалась пресыщенность «излишне качественной» цифровой картинкой. Однако немаловажную роль сыграли именно аппаратные ограничения смартфонов. Но стоило добавить «волшебный фильтр» и снимок как бы приобретал новую ценность.

Пожалуй, наиболее ярко тенденция наложения фильтров проявляется в Instagram. Да, в сообществе мобильных фотографов не все любят «ухудшители», есть даже специальный тег #nofilter, тем не менее…

Instagram: фильтры, фильтры, фильтры

Популярность Instagram как социальной сети для мобилографов вовсе не обязывает использовать одноименное приложение как редактор: слишком однообразные получаются результаты.

Хотите большего? Изучите пару-тройку приложений и не останавливайтесь в творческом поиске.

«Три шара». Слева – исходный снимок, съемка в Smart-режиме «Закат». Справа – обработанная в Snapseed версия – кадрирование, инструмент Grunge (стиль 1401, яркость +15, контрастность +37, текстура № 3 +40, насыщенность +100)

Лирическое отступление: Как сделать собственные текстуры?

Один из очень популярных в мобилографии приемов обработки – наложение на снимок текстуры. Этот способ позволяет сделать фото не таким «глянцевым» с одной стороны и замаскировать технические недостатки кадра с другой.

Можно воспользоваться одной из многочисленных программ с функцией наложения текстур, но тогда есть очень большой шанс, что на тысячи (десятки или даже сотни тысяч) кадров, сделанных другими фотографами по всему миру, будет наложена именно эта текстура.

Хотите получить действительно уникальный кадр? Делайте текстуры самостоятельно. Фотографируйте «впрок» любые поверхности, примечательные и не очень.

Штукатурка на стене, бордюрный камень, доски старого забора, картонная упаковка, асфальт… Перечень практически бесконечный.

Для Samsung Galaxy S4 Zoom старайтесь устанавливать объектив в телеположение, это позволит минимизировать дисторсию, более заметную у широкоугольных объективов.

Во многих случаях комбинация двух заметно отличающихся текстур дает лучший результат. Почти одинаковые, наоборот, создают в кадре визуальную чехарду, которая ухудшает восприятие.

Особенность 2. Мобилография – это не только мобильная съемка, но и мобильная обработка. Меньше экран, меньше точность, проще инструменты.

Скорость – отличительная черта XXI века. В полной мере это относится к мобилографии.

Да, можно сфотографировать что-то на «большую» камеру, затем неспешно обработать в трех-четырех программах и получить отличный кадр, который пройдет отбор на какую-нибудь выставку.

Однако все уже успеют посмотреть «мобильную» версию событий в социальных сетях и не факт, что тот самый «суперкадр» будет интересен по прошествии времени.

Источник: https://itc.ua/articles/mobilografiya-eto-prosto/

Ссылка на основную публикацию